Статьи
Отобрание ребенка в административном порядке
17.05.2016(700
)
Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении своих прав родители не должны причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей (абз. 1, 2 п. 1 ст. 65 СК РФ).
Родители, осуществляющие свои права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке (абз. 3 п. 1 ст. 65 СК РФ). Основными мерами семейно-правовой ответственности родителей принято считать ограничение и лишение родительских прав, которые направлены на отобрание ребенка у родителей и применяются в судебном порядке. В то же время СК РФ предусматривает и досудебный порядок отобрания ребенка у родителей органом опеки и попечительства при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 СК РФ).
Важно то, что угроза должна носить прямой и явный характер. При наличии подобной угрозы возможно наступление негативных последствий в виде смерти или причинения тяжкого вреда здоровью [4, с. 223]. Это может выражаться в:
— отсутствии заботы о здоровье ребенка, о его материально-бытовом обеспечении (например, проживание или пребывание ребенка в помещении, не соответствующем требованиям техники безопасности и (или) санитарным правилам и нормам), о питании в пределах финансовых возможностей родителей;
— применении недопустимых способов и приемов воспитания: пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатация детей (например, имеет место рукоприкладство, издевательство);
— наличии в действиях родителей (одного из них), иных лиц, на попечении которых находится ребенок, признаков умышленного преступления против жизни или здоровья ребенка;
— совершении родителями противоправных действий в присутствии детей;
— наличии у родителей (одного из них), иных лиц, на попечении которых находится ребенок, заболевания хроническим алкоголизмом или наркоманией, подтвержденного соответствующим медицинским заключением.
— беспризорности, безнадзорности ребенка (т.е. отсутствие контроля за поведением ребенка вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей (лиц, на попечении которых находится ребенок).
Как правило, подобная обстановка наблюдается в семьях, находящихся в социально опасном положении, а значит, соответствующим государственным органам и учреждениям необходимо, по возможности, более эффективно осуществлять «семейный патронат», то есть социальное сопровождение неблагополучной семьи без изъятия из нее ребенка [5]. Уменьшение численности детей, отобранных у родителей при непосредственной угрозе жизни или здоровью детей; уменьшение численности детей, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, сокращение численности родителей, лишенных родительских прав, ограниченных в родительских правах, являются показателями эффективности работы органов опеки и попечительства. Если необходимые мероприятия были осуществлены и в результате их проведения не произошло никакой положительной динамики, а по существу выясняется, что родители (или иные законные представители) малолетних детей не встали на путь исправления и продолжают вести аморальный образ жизни, не проявляя при этом должной заботы о воспитании и безопасности своих детей, необходимо принять меры по временному изъятию таких детей из семьи [1]. Отметим, что отобрание ребенка может произойти и в семье, не состоящей на учете как неблагополучная.
Органу опеки и попечительства о несовершеннолетних, находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию, становится известно либо: 1) от органов и учреждений, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (ФЗ от 24.06.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»); 2) от должностных лиц организаций и иных граждан (п. 3. ст. 56 СК РФ); 3) от самого ребенка (п. 2 ст. 56 СК РФ).
При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка, в частности, в течение трех дней со дня получения таких сведений провести обследование условий жизни ребенка (п. 3 ст. 56, п. 1 ст. 122 СК РФ). При установлении факта создания действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей, незамедлительно принять решение об отобрании ребенка у родителей (одного из них), составить акт об отобрании ребенка у родителей (одного из них) при непосредственной угрозе его жизни или здоровью.
Статья 77 СК РФ относится к оценочным нормам, а значит, специалист органа опеки и попечительства должен обладать специальными знаниями, навыками и умениями для правильной квалификации конкретной семейной обстановки и, как следствие, правомерного применения соответствующих норм. Для этого в органах опеки и попечительства субъекта РФ необходимо наличие специалистов с высшим профессиональным (базовым юридическим, педагогическим, психологическим) образованием. По нашему убеждению, любая семейная ситуация (спор) должна рассматриваться с участием трех специалистов, объективный вывод которых и будет положен в основу при принятии судом того или иного решения.
Согласимся с А.М. Нечаевой, что по своей правовой природе данная статья является разновидностью ограничения родительских прав [2], а значит, закон должен содержать нормы о правовых последствиях такого ограничения. В частности, родители утрачивают право на личное воспитание, образование и совместное проживание с ребенком, родители не могут заключить соглашение об определении места жительства ребенка при раздельном проживании ребенка. Ограничение должно касаться прав родителей в сфере имущественных прав несовершеннолетних, предусмотренных ГК РФ. Все совершенные родителями, ограниченные по ст. 77 СК РФ, юридические действия от имени несовершеннолетних в случае принятия судом решения о лишении или ограничении родительских прав должны признаваться недействительными с момента их совершения. При этом ребенок имеет право на общение (контакты) с родителями, у которых он отобран органом опеки и попечительства, если это не оказывает на него вредного влияния. Контакты родителей с ребенком должны допускаться с согласия органа опеки и попечительства либо с согласия опекуна (попечителя) или администрации организации, в которой находится ребенок (аналогичная конструкция имеется в ст. 75 СК РФ).
В свою очередь родители могут обжаловать акт органа исполнительной власти субъекта РФ либо акт главы муниципального образования в соответствии с законом РФ от 27.04.1993 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
С момента принятия акта об отобрании ребенок приобретает статус оставшегося без попечения родителей (абз. 1 п. 1 ст. 121 СК РФ) и на орган опеки и попечительства возлагается обязанность по обеспечению защиты его прав и интересов до решения вопроса о его устройстве (абз. 2 п. 1 ст. 122 СК РФ). Первое, что обеспечивается, это временное устройство ребенка в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, либо учреждение здравоохранения, либо образовательное учреждение, выполняющее функции временного содержания беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних (п. 2 ст. 77 СК РФ), либо ребенок может быть передан родственникам, либо родителю, проживающему отдельно от ребенка. Последнее возможно, если родитель принимает участие в воспитании ребенка и между ним и ребенком сложились хорошие взаимоотношения. Если ребенок, оставшийся без попечения родителей, находится под надзором в образовательной, медицинской организациях, организации, оказывающей социальные услуги (ст. 155.1 СК РФ), то он незамедлительно переводится в другую соответствующую организацию. Затем в течение семи дней после вынесения акта об отобрании ребенка орган опеки и попечительства должен обратиться в суд с иском о лишении родительских прав или об их ограничении (п. 2 ст. 77 СК РФ). При удовлетворении иска орган опеки и попечительства избирает форму устройства ребенка, оставшегося без попечения (абз. 2 п. 1 ст. 121 СК РФ).
До устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью или в организацию исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства (п. 2. ст. 123 СК РФ). В таком случае невозможно осуществление некоторых прав несовершеннолетнего. Так, орган опеки и попечительства не может сам себе выдавать разрешение на совершение сделки от имени малолетнего на распоряжение его имуществом или совершение сделки несовершеннолетним от четырнадцати до восемнадцати лет; на вступление в брак и проведение процедуры эмансипации несовершеннолетнего.
Другой вариант — это применение п. 1 ст. 12 ФЗ «Об опеке и попечительстве»: при отобрании ребенка у родителей или лиц, их заменяющих, на основании ст. 77 СК РФ и нецелесообразности помещения ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, орган опеки и попечительства вправе принять акт о временном назначении опекуна или попечителя. Но и здесь наблюдается схожая ситуация. Запрет опекуну распоряжаться имуществом подопечного от его имени, а попечителю давать согласие на совершение подопечным сделок по распоряжению своим имуществом (п. 4 ст. 12 ФЗ «Об опеке и попечительстве) означает временное ограничение права несовершеннолетнего совершать сделки. Несмотря на это, с данным положением можно и согласиться, так как определение юридической судьбы имущества вопрос не одного дня. В то же время предлагаем установить для временного попечителя запрет давать согласие на эмансипацию несовершеннолетнего, на занятие им предпринимательской деятельностью, на вступление в брак лиц моложе 16 лет, если в субъекте РФ имеется соответствующий закон.
До тех пор пока судом в административном порядке в отношении несовершеннолетнего не будет принято решение о лишении или ограничении родительских прав либо об отказе в иске органа опеки и попечительства о лишении права родителей, ограниченных в родительских правах, со стороны родителей (лиц, на попечении которых он находится) не должно проводиться никаких действий, каким-то образом влияющих на его правовое положение.
Интерес представляет и ст. 64 СК РФ, по которой в случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей (п. 2). Норма о назначении представителя для защиты прав и интересов детей может играть важную роль в профилактике насилия над детьми в семье, однако на практике она в настоящее время применяется редко. Так, М.А. Нечаева задается вопросом: а кто этот представитель, каков его правовой статус и характер правоотношений с законными представителями несовершеннолетнего [4]?
Выбор правового инструментария зависит от конкретной жизненной ситуации, от наличия у ребенка на праве собственности имущества, управление которым необходимо, наличия лица, выразившего желание взять ребенка под опеку (попечительство) и др.; от профессионализма специалистов, занимающихся защитой прав и интересов несовершеннолетних.
Если отталкиваться от цели применения такой меры, как отобрание ребенка, на наш взгляд, ст. 77 СК РФ должна распространяться и на иных субъектов семейного права, не указанных в статье, но проживающих совместно с ребенком и создающих своими действиями (бездействием) угрозу его жизни или здоровью. Речь идет о фактическом воспитателе, отчиме и мачехе несовершеннолетнего ребенка.
Акцентируем внимание на то, что ст. 77 СК РФ не применяется в случае приобретения несовершеннолетними детьми полной дееспособности в случае эмансипации (ст. 27 ГК РФ) и вступления в брак (ст. 13 СК РФ, ст. 21 ГК РФ). Так как в отношении полностью дееспособных детей права и обязанности родителей по воспитанию прекращаются (п. 2 ст. 61 СК РФ).
Таким образом, основанием для применения ст. 77 СК РФ является создание действиями (бездействием) родителей (одного из них), иных лиц, на попечении которых находится ребенок, условий (обстановки), представляющих непосредственную (реальную) угрозу причинения вреда жизни ребенка или его здоровью.
По своей правовой природе отобрание ребенка у родителей (одного из них), иных лиц, на попечении которых находится ребенок, при непосредственной угрозе причинения вреда жизни ребенка или его здоровью является мерой защиты прав и интересов ребенка. Эта норма является мерой предупредительного характера, направленной на пресечение действий (бездействия) родителей (лиц, их заменяющих), создающих угрозу нарушения прав и интересов ребенка. Данная мера является безотлагательным случаем.
Введение в СК РФ столь экстраординарной меры помощи ребенку устранило существенный пробел, который затягивал оказание помощи детям, попавшим в бедственное положение [3, с. 43]. Данная мера основана на положениях Конвенции о правах ребенка: если семейное окружение не способствует полному и гармоничному развитию личности, если семейная атмосфера не наполнена счастьем, любовью и пониманием, то в наилучших интересах ребенка, возможно, разлучить его с родителями (преамбула, п. 1 ст. 9).
Автор: С.В. Букшина
Источник: Консультант Плюс
Литература
1. Никитина Е.М. Актуальные проблемы профилактики тяжких и особо тяжких преступлений против жизни и здоровья детей, возможные пути решения этих проблем // Вопросы ювенальной юстиции. 2010. N 5 (31).
2. Нечаева А.М. Защита прав ребенка: законодательство и правоприменительная практика [Электронный ресурс]. URL: http://www.usynovite.ru/consult/law/nechaeva/.
3. Нечаева А.М. Новый Семейный кодекс // Государство и право. 1996. N 6. С. 56 — 67.
4. Семейное право: Учебник для бакалавров / Отв. ред. С.О. Лозовская. М.: Проспект, 2014. 368 с.
5. Симанович Л.Н. Некоторые аспекты защиты прав и интересов несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. 2010. N 6 (32).