г.Москва, Малый Гнездниковский переулок, дом 12 +7 (495) 649 11 65, +7 (985) 763 90 66

Статьи

Определение порядка и условий вступления в брак лиц, не достигших возраста 16 лет, законами субъектов РФ

30.12.2015(4620  )

В соответствии со ст. 3 Семейного кодекса Российской Федерации (далее — СК РФ) законы субъектов Российской Федерации (далее — РФ) могут регулировать семейные отношения, обозначенные как предмет семейно-правового регулирования в ст. 2 СК РФ, по вопросам, прямо отнесенным к ведению субъектов РФ данным Кодексом, и по вопросам, непосредственно СК РФ не урегулированным.
Одним из оснований реализации законодательными органами субъектов РФ соответствующей инициативы является п. 2 ст. 13 СК РФ: «Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста восемнадцати лет, могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации».
Следует признать, что данный вопрос достаточно активно освещается на страницах учебной и научной литературы по семейному праву <1>.
--------------------------------

КонсультантПлюс: примечание.
Учебник А.М. Нечаевой «Семейное право: актуальные проблемы теории и практики» включен в информационный банк согласно публикации — Юрайт-Издат, 2007.

<1> См.: Семейное право: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Под ред. Ю.Ф. Беспалова, О.А. Егоровой, О.Ю. Ильиной. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. С. 169; Нечаева А.М. Семейное право: Учебник для академического бакалавриата. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2015. С. 81; Косарева И.А. К вопросу о брачном возрасте // Бюллетень нотариальной практики. 2008. N 3 и др.

В рамках настоящей статьи представляется возможным оценить содержание соответствующих законов некоторых субъектов РФ с точки зрения возможной их унификации. Кроме того, представляют интерес и непосредственно источники: в ряде субъектов РФ приняты специальные законы, в отдельных субъектах нормы, предусматривающие основания и порядок вступления в брак лиц, не достигших возраста шестнадцати лет, содержатся в законах, имеющих более широкие цели регулирования.
По данным мониторинга законодательства субъектов РФ, в настоящее время в 22 субъектах РФ приняты законы, определяющие основания и порядок вступления в брак лиц, не достигших возраста шестнадцати лет, а также непосредственно возраст, до которого может быть снижена установленная федеральным законодательством возрастная «планка». Систематизируем соответствующие законы по различным критериям.
Во-первых, по виду соответствующего законодательного акта. В большинстве субъектов РФ названные вопросы регулируются специальными законами. Например, Закон Тверской области от 26 сентября 1996 г. N 38 «О порядке и условиях вступления в брак на территории Тверской области лиц, не достигших возраста шестнадцати лет»; Закон Московской области от 30 апреля 2008 г. N 61/2008-ОЗ «О порядке и условиях вступления в брак на территории Московской области лиц, не достигших возраста шестнадцати лет»; Закон Владимирской области от 11 сентября 1996 г. N 240-ОЗ «О порядке и условиях вступления в брак лиц, не достигших возраста шестнадцати лет» и др.
В некоторых субъектах РФ соответствующие нормы содержатся в иных источниках. Например, в Семейном кодексе Республики Башкортостан (ст. 12); в Тульской области основания и порядок заключения брака лиц моложе шестнадцати лет установлены главой 5 Закона Тульской области от 07.10.2009 N 1336-ЗТО «О защите прав ребенка».
Представляется, что исходя из особой цели правового регулирования, обозначенной в ст. 13 СК РФ, основания и порядок заключения брака лиц, не достигших возраста шестнадцати лет, должны быть установлены в специальном законе.
Необходимо отметить еще одно обстоятельство, которое осталось за пределами внимания исследователей законодательства субъектов РФ. В названии законов некоторых субъектов содержатся формулировки, противоречащие общим принципам государственной регистрации заключения брака.
В частности, согласно ст. 25 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» государственная регистрация заключения брака производится любым органом записи актов гражданского состояния на территории Российской Федерации по выбору лиц, вступающих в брак. Это означает, что несовершеннолетние, не достигшие возраста шестнадцати лет, могут получить разрешение на заключение брака в соответствии с законом субъекта РФ по месту своего жительства. Однако подать заявление о заключении брака и непосредственно пройти процедуру государственной регистрации заключения брака они могут и на территории любого другого субъекта РФ.
Этот вывод подтверждается и при обращении к п. 30 Правил заполнения бланков записей актов гражданского состояния и бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния (утверждены Постановлением Правительства РФ от 17 апреля 1999 г. N 432 ред. Пост. от 02.02.2006 N 61)): «В случае если законом субъекта Российской Федерации разрешено вступление в брак до достижения возраста шестнадцати лет, в графе 14 указываются реквизиты этого закона, а также решения соответствующего уполномоченного органа о разрешении вступления в брак лицам, не достигшим возраста шестнадцати лет».
В то же время в названии законов некоторых субъектов некорректно сочетаются правила действия закона в пространстве и по кругу. Например, Закон Тверской области «О порядке и условиях вступления в брак на территории Тверской области лиц, не достигших возраста шестнадцати лет». Буквальное толкование позволяет утверждать, что соответствующие порядок и правила распространяются на всех несовершеннолетних моложе шестнадцати лет независимо от места постоянного их жительства. На самом деле это обстоятельство имеет существенное практическое значение. В частности, несовершеннолетние, не достигшие возраста пятнадцати лет и проживающие на территории Московской области, могут получить разрешение на вступление в брак в соответствии с законом субъекта РФ по месту своего постоянного жительства по достижении ими возраста уже 14 лет и зарегистрировать брак на территории Тверской области.
Заметим, что в названиях соответствующих законов еще нескольких субъектов РФ можно увидеть подобные неточности: Закон Челябинской области от 10.09.1999 N 83-ЗО «Об условиях и порядке выдачи в виде исключения разрешения на вступление в брак на территории Челябинской области лицу, не достигшему возраста шестнадцати лет»; Закон Новгородской области от 02.02.2009 N 465-ОЗ «О порядке и условиях вступления в брак на территории Новгородской области лиц, не достигших возраста шестнадцати лет»; Закон Магаданской области от 04.05.2001 N 182-ОЗ «О порядке и условиях получения разрешения на вступление в брак на территории Магаданской области лиц, не достигших возраста шестнадцати лет» и другие.
Полагаем, что с целью обеспечения прав и интересов лиц, не достигших возраста шестнадцати лет, при вступлении в брак необходимо внести изменения в названия соответствующих законов субъектов РФ, исключив указание на территорию. С одной стороны, закон субъекта РФ априори может распространяться исключительно на лиц, постоянно проживающих на территории данного субъекта РФ. С другой стороны, сохранение подобных формулировок ограничивает действие принципа выбора органа записи актов гражданского состояния для государственной регистрации заключения брака лиц, постоянно проживающих на территории другого субъекта РФ.
На наш взгляд, удачны с этой точки зрения одноименные названия Закона Тюменской области от 10.01.2000 N 155 «Об условиях и порядке вступления в брак лиц, не достигших возраста шестнадцати лет», Закона Мурманской области от 18.11.1996 N 42-01-ЗМО (аналогичное название), Закона Кабардино-Балкарской Республики от 17.07.1998 N 9-РЗ (аналогичное название) и других.
Нельзя признать удачным и название Закона Вологодской области от 14.08.1996 N 95-ОЗ «О снижении брачного возраста», поскольку не конкретизирована сфера регулирования.
Во-вторых, соответствующие законы субъектов РФ могут быть обобщены и изучены исходя из установления возрастного предела, то есть возраста, по достижении которого в виде исключения может быть разрешено заключение брака.
Как следует из данных мониторинга законодательства субъектов РФ, «ни в одном региональном законодательном акте не опущена возрастная планка ниже четырнадцати лет» <2>.
--------------------------------
<2> См.: www.brak.doc (дата обращения: 24.02.2015).

Заметим, что законы отдельных субъектов РФ вообще не устанавливают какой-либо низшей возрастной планки для заключения брака. Например, Семейный кодекс Республики Татарстан. Однако именно четырнадцать лет — возраст, предусмотренный законами большинства субъектов РФ.
На наш взгляд, ниже возраста четырнадцати лет брачный возраст и не может быть определен законами субъектов РФ, поскольку это приведет к невозможности исполнения предписаний законодательства о государственной регистрации актов гражданского состояния, в частности положений ст. 26 ФЗ «Об актах гражданского состояния», предусматривающей, что при подаче заявления о заключении брака лица, вступающие в брак, должны предъявить документы, удостоверяющие личность. Свидетельство о рождении не относится к числу документов, удостоверяющих личность, а паспорта у лиц моложе четырнадцати лет просто нет в наличии.
Примерно треть субъектов РФ в своих законах установили возраст пятнадцать лет. При этом используются различные формулировки, например: «…может быть разрешено вступить в брак лицам, не достигшим возраста шестнадцати лет, но не моложе пятнадцати лет» (закон Рязанской области); «Брачный возраст для несовершеннолетних граждан, не достигших возраста шестнадцати лет, в виде исключения, с учетом особых обстоятельств не может быть моложе пятнадцати лет» (закон Мурманской области).
На наш взгляд, анализ законов субъектов РФ в части установления нижнего предела для снижения брачного возраста для лиц моложе шестнадцати лет позволяет сделать вывод о возможности и целесообразности решения данного вопроса на уровне федерального законодательства, то есть Семейного кодекса РФ. Согласимся, 14 или 15 лет — не столь принципиально, если есть основания для снижения брачного возраста. В частности, если четырнадцатилетняя девушка, постоянно проживающая на территории Тверской области, забеременела, она не может вступить в брак, пока ей не исполнится пятнадцать лет, потому как именно этот возрастной порог предусмотрен соответствующим законом Тверской области. Однако, раз уже беременность имеет место, очевидно, в интересах будущего ребенка и его родителей, которые и оба могут быть моложе шестнадцати лет, следует зарегистрировать заключение брака.
Более того, как правило, законы субъектов об основаниях и порядке снижения брачного возраста лицам моложе шестнадцати лет были приняты достаточно давно, когда действовали иные моральные устои и определение возрастного порога во многом определялось исключительно мнением депутатов законодательных органов субъектов РФ, их представлением о возможности заключения брака несовершеннолетним моложе шестнадцати лет. Какое-либо научное обоснование использования 14-летнего или 15-летнего возрастного критерия отсутствует. Учитывая это, полагаем возможным установить в ст. 13 СК РФ правило, в соответствии с которым брачный возраст может быть снижен решением органа местного самоуправления до 14 лет, исключив, соответственно, данный вопрос из предмета ведения субъектов РФ.
Безусловно, снижение брачного возраста вообще, в том числе и для лиц моложе шестнадцати лет, должно иметь достаточно веское обоснование. Как правило, законы субъектов РФ предусматривают соответствующие обстоятельства, именуя их как «исключительные».
Данные мониторинга законодательства субъектов РФ позволяют выявить следующие обстоятельства:
1) беременность или рождение ребенка. В законах некоторых субъектов содержится конкретизация — «общего» ребенка. На наш взгляд, это правильное уточнение, поскольку исключает необходимость установления отцовства ребенка.
Интересный дополнительный признак содержится в законе Мурманской области — «фактическое нахождение ребенка при матери, желающей вступить в брак».
Применительно к учету срока беременности также можно отметить различные подходы в законах субъектов РФ. В частности, в уже упомянутом законе Мурманской области указывается: «наличие беременности (22 недели и более), прерывание которой противопоказано заключением медицинской комиссии или невозможно из-за желания обеих сторон к ее сохранению»; закон Владимирской области устанавливает, что учитывается лишь беременность сроком более 12 недель.
Кроме того, в законе Мурманской области есть и еще одно основание: «Когда беременная несовершеннолетняя женщина, находясь в тяжелых материальных или иных экстремальных условиях (сирота, неполная семья, неблагополучная семейная обстановка и др.), вступая в брак, улучшает условия жизни для себя и будущего ребенка»;
2) непосредственная угроза жизни одной из сторон. По данным мониторинга законодательства субъектов РФ, данное обстоятельство указано в тринадцати из двадцати двух рассматриваемых законов субъектов РФ <3>. Естественно, в каждом конкретном случае необходимо оценивать реальность и существенный характер угрозы жизни одной из сторон. Это может быть и предстоящая сложная операция по состоянию здоровья, и направление жениха в «горячую точку» для участия в боевой операции. Необходимо подчеркнуть, что в законах субъектов РФ непосредственная угроза оценивается как обстоятельство, подлежащее учету при снижении брачного возраста независимо от того, в отношении кого из будущих супругов решается вопрос о снижении брачного возраста, и того, для жизни кого из будущих супругов имеет место непосредственная угроза;
--------------------------------
<3> См.: www.brak.doc (дата обращения: 24.02.2015).

3) призыв жениха на военную службу.
Заметим, что законы некоторых субъектов содержат открытый перечень оснований для снижения брачного возраста лицам моложе шестнадцати лет. Указание на «другие чрезвычайные обстоятельства», «иные обстоятельства» позволяет органам опеки и попечительства учитывать обстоятельства каждой конкретной ситуации и квалифицировать их как необходимые и достаточные для решения вопроса о снижении брачного возраста.
Вышеизложенное, на наш взгляд, также дает основания предложить на федеральном уровне в ст. 13 СК РФ предусмотреть открытый перечень оснований для снижения брачного возраста лицам, указав беременность невесты, рождение общего ребенка, другие чрезвычайные обстоятельства. Это в полной мере будет соответствовать позиции регионального законодателя, однако позволит распространить действие соответствующих норм и на несовершеннолетних, проживающих на территории субъектов РФ, где такие законы в настоящее время не приняты.
Дополнительным аргументом, подтверждающим целесообразность установления соответствующих норм в ст. 13 СК РФ, являются и результаты мониторинга в части определения органа, принимающего решение о снижении брачного возраста в соответствии с действующими законами субъектов РФ. Всего лишь в двух субъектах РФ (Тамбовская область и Еврейская автономная область) разрешение выдает глава исполнительной власти субъекта РФ, во всех других такими полномочиями обладает орган местного самоуправления. Учитывая то, что большинство полномочий органов опеки и попечительства передано на уровень органов местного самоуправления, вполне обоснован подход, в соответствии с которым именно органы местного самоуправления решают вопрос о снижении брачного возраста лицам моложе шестнадцати лет.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы о реализации субъектами РФ законодательной инициативы в части определения условий и порядка вступления в брак лиц, не достигших возраста шестнадцати лет, прямо предусмотренной в ст. 13 СК РФ:
— соответствующие законы приняты примерно лишь в четверти субъектов РФ. Следовательно, несовершеннолетние лица моложе шестнадцати лет и постоянно проживающие на территории субъектов РФ, где такой закон не принят, ограничены в возможности вступить в брак при наличии тех или иных исключительных обстоятельств;
— нижняя возрастная граница, предусмотренная законами субъектов РФ, колеблется от 14 до 15 лет. В то же время какое-либо научное обоснование соответствующего подхода отсутствует. Нет и статистического обоснования (данных о рождении детей несовершеннолетними девушками определенного возраста), что обосновывало бы применение того или иного возрастного ценза с разницей всего лишь в один год;
— решение вопроса о снижении брачного возраста и разрешении вступления в брак лицам моложе шестнадцати лет принимает либо глава исполнительной власти субъекта РФ двух субъектах РФ), либо орган местного самоуправления. С учетом предусмотренной законом возможности передачи полномочий органов опеки и попечительства органам местного самоуправления (ст. 34 Гражданского кодекса Российской Федерации) соответствующий вопрос фактически уже отнесен к компетенции органов местного самоуправления.
На наш взгляд, учитывая вышеизложенное, есть все основания исключить данный вопрос из предмета ведения субъектов РФ и установить в ст. 13 СК РФ возможность снижения брачного возраста до четырнадцати лет при наличии особых обстоятельств, предусмотрев открытый их перечень.

Автор: Л.И. Ординарцева

Источник: Консультант Плюс

Литература

1. Косарева И.А. К вопросу о брачном возрасте // Бюллетень нотариальной практики. 2008. N 3. С. 29 — 33.

КонсультантПлюс: примечание.
Учебник А.М. Нечаевой «Семейное право: актуальные проблемы теории и практики» включен в информационный банк согласно публикации — Юрайт-Издат, 2007.

2. Нечаева А.М. Семейное право: Учебник для академического бакалавриата. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2015. 303 с.
3. Семейное право: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Под ред. Ю.Ф. Беспалова, О.А. Егоровой, О.Ю. Ильиной. 2-е изд., переработ. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 415 с.

Судебная практика

Раздел между супругами жилого помещения, находящегося в залоге

24.06.2016( 2709  )

В статье рассмотрены теоретические и практические проблемы раздела между супругами (бывшими супругами) жилого помещения, приобретенного с использованием кредитных средств банка или иной кредитной организации.

Проблемы раздела жилого помещения между бывшими супругами

24.06.2016( 2096  )

Раздел совместно нажитого имущества между бывшими супругами в судебной практике явление заурядное. Однако, когда предметом иска становится жилое помещение, дела о разделе имущества часто приобретают сложный характер, так как участники процесса в лице истцов и ответчиков стараются отойти от правила раздела имущества, находившегося в законном режиме пользования супругов, и пересмотреть размер причитающихся им долей.

Порядок встреч с ребенком

21.06.2016( 1903  )

В статье анализируется современная судебная практика рассмотрения споров об определении места жительства ребенка.

Залог недвижимости и права бывших супругов

17.06.2016( 1232  )

Обеспечение в виде недвижимости не так надежно, как может показаться на первый взгляд, если залогодателем является гражданин, ранее состоявший в браке. Рассмотрим все риски, которые грозят не только банку, но и самим бывшим супругам залогодателей в таких ситуациях.

Поручение без согласия супруга

15.06.2016( 818  )

Верховный суд разъяснил, когда супруг может поручиться за знакомого без согласия жены.

Постановления судов в практике по семейно-правовым спорам

14.06.2016( 918  )

В статье анализируются проблемы исполнения различных постановлений судов при регистрации соответствующих актов гражданского состояния. Отмечается несоответствие положений семейного, гражданского процессуального и специального законодательства об актах гражданского состояния. Доказывается недопустимость заключения мирового соглашения о расторжении брака, направления в органы ЗАГС выписок из судебных решений по отдельным категориям дел.

алименты   алименты детям   взыскание алиментов   Вселение   выплата алиментов   Выселение   детские   долги супругов   заключение брака   Имущественный налоговый вычет   Имущество супругов   Исковая давность   Лишение родительских прав   Материнский капитал   место жительства ребенка   место проживания ребенка   недействительность брака   Ограничение родительских прав   опека   порядок общения с ребенком   Пособия   постановка на учет   права детей   Права несовершеннолетних   Права родителей   право пользования   прекращение брака   равенство долей   развод   развод суд   раздел дома   Раздел имущества   раздел имущества супругов   разрешение органов опеки   расторжение брака   сделка   собственность супругов   совместная собственность   совместная собственность супругов   Споры о детях   Срок исковой давности   удочерение   установление отцовства   Установление происхождения детей   Усыновление   фиктивный брак