г.Москва, Малый Гнездниковский переулок, дом 12 +7 (495) 649 11 65, +7 (985) 763 90 66

Статьи

Административно-правовое регулирование деятельности комиссий по делам несовершеннолетних в России

16.10.2008(27333  )

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КОМИССИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИИ

В.А. МАЛЫШЕВ

Малышев Владимир Александрович, аспирант Московского гуманитарного университета.

Одним из приоритетных направлений социальной политики современного демократического правового государства является создание адекватной системы соблюдения и реализации прав детей — важнейшего потенциала любой страны, что в свою очередь предполагает формирование и поддержку действенных институтов механизма правовой защиты детства.
Одним из таких институтов выступают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — КДН). Они являются необходимой и функционально значимой частью действующей системы органов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также защиты их прав, играют стратегически важную роль в процессах нейтрализации ряда ключевых социально опасных явлений в указанной сфере, таких как беспризорность, безнадзорность, ранняя криминализация подростков, приобщение последних к алкоголю и наркотикам и т.д.
В соответствии с федеральным законодательством на комиссии по делам несовершеннолетних возлагается ряд разнохарактерных задач, которые можно условно распределить по следующим функциональным комплексам:
1) охранительный — включает в себя задачи защиты и восстановления прав несовершеннолетних;
2) социальный — связан с противодействием ряду отрицательных общественных явлений, таких как беспризорность, безнадзорность, подростковая преступность и другие, а также с оказанием помощи в ресоциализации и социальной реабилитации несовершеннолетних;
3) организационно-методический — отражает координационную роль КДН в системе органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
4) административно-юрисдикционный — опосредует применение комиссиями по делам несовершеннолетних предусмотренных законодательством мер воздействия на несовершеннолетних и их родителей, а также рассмотрение дел об административных правонарушениях, относящихся к компетенции КДН.
Сходную классификацию задач КДН представляют и другие современные исследователи. В частности, Е.В. Головкин считает, что деятельность КДН подчинена трем основным направлениям:
— организации мероприятий, направленных на предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
— защите прав и законных интересов несовершеннолетних;
— рассмотрению дел об административных правонарушениях несовершеннолетних.
В свою очередь субъекты Федерации конкретизируют и дополняют вышеуказанные задачи в соответствии с приоритетами и потребностями своего регионального уровня. Так, в частности, на комиссии по делам несовершеннолетних в регионах возлагаются такие задачи, как подготовка и направление в соответствующие органы предложений по обеспечению и организации контроля за условиями содержания, воспитания и обучения несовершеннолетних в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; обобщение и распространение положительного опыта работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе КДН, образованных органами местного самоуправления; взаимодействие с общественными объединениями, религиозными объединениями, прошедшими государственную регистрацию, иными организациями, а также с гражданами по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов. В связи с этим комиссии наделяются такими полномочиями, как участие в разработке проектов нормативных правовых актов по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, участие в разработке муниципальных целевых программ в интересах детей в области воспитания, образования, здравоохранения, науки, культуры, физкультуры, спорта, туризма, социального обслуживания и социальной защиты семей с несовершеннолетними детьми, профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних и контроль их реализации.
Тем не менее действующая система полномочий комиссий по делам несовершеннолетних нуждается в изменении и более четком структурировании.
В этом отношении целесообразно предложить следующие нововведения и трансформации:
Так, определенные нарекания вызывает наделение КДН административно-юрисдикционными функциями, задачами восстановительного правосудия.
Как известно, в соответствии с действующим законодательством комиссии по делам несовершеннолетних наделены определенными полномочиями в сфере административного процесса. Так, они имеют право возбуждать дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также о злоупотреблении родителями их родительскими правами или о пренебрежении ими родительскими обязанностями.
При этом в настоящее время административный процесс стал не менее серьезным, чем уголовный. На всех этапах и стадиях административного производства, от возбуждения дела об административном правонарушении и до исполнения постановлений о назначении административного наказания или прекращения производства, значительно возросли объем и сложность процессуальных действий, совершение которых требует от должностных лиц, занимающихся правоприменительной деятельностью, знания норм не только административного права, но и других его отраслей.
Очевидно, что в ходе рассмотрения дел первостепенное значение имеет изучение личности несовершеннолетнего, причин и условий совершения им противоправных деяний. Такой подход к отправлению правосудия в отношении несовершеннолетних продиктован и необходимостью выполнения требований международного права — Конвенции ООН по правам ребенка, а также Пекинских правил.
При этом одним из серьезных недостатков и уязвимых с правовой точки зрения мест комиссий по делам несовершеннолетних в данном отношении выступает отсутствие (как правило) у их членов профессиональной юридической и психологической подготовки, просто необходимой для работы с подростками, что служит основанием возникновения возможности нарушения их прав.
По мнению исследователей, «в работе КДН наблюдается явление „вращающихся дверей“, когда приблизительно одна и та же группа подростков и родителей периодически вызывается на заседания, по их поводу принимается решение, и они уходят, чтобы через некоторое время явиться по вызову опять».
Так, если сравнивать российские КДН с соответствующими комитетами по благополучию детей и молодежи в Скандинавских странах, а также комитетами по делам молодежи в Бельгии, то можно отметить, что основной задачей в скандинавских и бельгийских комитетах выступает охрана прав и интересов несовершеннолетних от посягательств на них, а не борьба с их правонарушениями.
Так, к ведению упомянутых скандинавских комитетов относятся следующие вопросы:
— выявление детей, подверженных риску неблагоприятного развития;
— общее наблюдение за социальным благополучием детей;
— внесение предложений в коммунальный совет (местный орган власти) по вопросам благополучия детей и подростков;
— постановка перед судом вопроса об опеке и попечительстве.
Согласно шведскому законодательству вмешательство комитета предусматривается и в случае, когда молодой человек, не достигший 21 года, нуждается в специальном исправлении в связи с его антисоциальным поведением. Однако и здесь деятельность по охране несовершеннолетних от неблагоприятных условий выходит на передний план в сравнении с карательной функцией данного органа.
Таким образом, можно отметить, что в зарубежных странах компетенция альтернативных суду органов носит не карательный, а правовосстановительный и правоохранный характер. Представляется, что подобное положение в большей степени отвечает сущности и правовой природе указанных органов, а также в целом концепции правового государства.
Однако для Российской Федерации проблема наделения такого административного органа, как комиссии по делам несовершеннолетних, юрисдикционными полномочиями носит двоякий характер.
С одной стороны, исторически сложилось, что институты ювенальной юстиции в форме судебных органов в России отсутствуют, а их функции в различной степени распределяются между органами действующей судебной системы, правоохранительными органами и КДН. В связи с этим существует мнение о необходимости в качестве направления совершенствования деятельности КДН дальнейшего наделения комиссий отдельными государственными полномочиями, расширения сферы исполнения ими административной юрисдикции, восстановительного правосудия и правозащитных функций, что в свете вышеизложенного видится не отвечающим современным тенденциям и мировым стандартам в области правовой охраны детей.
В то же время, учитывая существующие международные обязательства России, которые, в частности, предусматривают необходимость создания ювенальных судов, определенные шаги в организации которых уже были сделаны, а в свете активной деятельности сторонников данной реформы еще, вероятно, будут сделаны, представляется, что создание данного органа в России в ближайшие годы фактически неизбежно — вопрос только во времени проведения соответствующих преобразований. Соответственно, реформирование деятельности КДН необходимо осуществлять и с учетом предстоящих изменений, дабы последние органично вошли в целостную систему ювенальной юстиции. Уже на сегодняшнем этапе важно четко определить, каковы будут содержание, задачи и место альтернативного вмешательства в системе правосудия по делам несовершеннолетних.
Оптимальным при этом видится вариант, успешно применяемый в некоторых зарубежных странах, когда административный орган в определенной мере дополняет правосудие, например в рамках досудебной и постпенитенциарной деятельности, и выступает при этом своеобразным связующим звеном между системой социальной профилактики и отправлением правосудия в отношении несовершеннолетних.
Представляется, что на данный момент и в дальнейшем при функционировании несудебного органа, обладающего полномочиями в сфере процессуальной деятельности, тем более с такими специфическими участниками, как несовершеннолетние, наиболее существенным моментом должна стать строгая регламентация процедурных вопросов (рассмотрение дела, источники доказательств, документация), соблюдение правовых гарантий личности несовершеннолетних (права и обязанности участников несудебного разбирательства дела, возможность обжалования решения несудебного органа и т.д.).
Таким образом, законодателю предстоит прежде всего выработать концептуальную правовую основу системы ювенальной юстиции с тем, чтобы адекватно распределить функции и полномочия между соответствующими государственными органами, обеспечить их координацию и взаимодействие. В отношении комиссий по делам несовершеннолетних целесообразным видится исключение из их полномочий административно-юрисдикционных аспектов, с возложением последних на ювенальные суды и иные институты, при этом большее внимание необходимо будет сосредоточить на профилактической и правоохранительной деятельности КДН, обеспечив последние соответствующими ресурсами и правомочиями.
Помимо этого, предлагается осуществить следующие шаги в направлении повышения эффективности функционирования КДН.
Так, достаточно актуальным является вопрос создания единообразного банка данных, включающего детей, попавших в кризисные ситуации (своеобразная «группа риска»), который мог бы применяться в деятельности всех учреждений и структур, работающих с несовершеннолетними, и пополняться ими. Ведь именно информационный аспект является одним из важнейших в деятельности комиссий. Именно наличие современных баз данных, а также обобщение информационно-аналитических и статистических сведений, характеризующих деятельность всех субъектов профилактики, а также ведомств правоохранительного блока, имеющих отношение к проблеме несовершеннолетних, позволит более эффективно выявлять проблемные вопросы, требующие межведомственного разрешения, разрабатывать и реализовывать пути их разрешения. А своевременное выявление и учет несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, позволит на ранней стадии организовывать с ними межведомственную социально-реабилитационную и психолого-педагогическую работу.
В этом отношении позитивным видится опыт Московской области, где была создана и постоянно пополняется база данных (по муниципальным образованиям) на несовершеннолетних, задержанных за безнадзорность. Ведется работа по пополнению базы сведениями о совершенных несовершеннолетними административных правонарушениях; преступлениях; планируемом освобождении из воспитательных колоний, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, помиловании; помещении в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей. Разработанная система позволяет проследить неоднократность доставления несовершеннолетних, а также эффективность работы с несовершеннолетними и родителями, упущения в деятельности конкретных должностных лиц, незамедлительно влиять на возникающие негативные процессы в подростковой среде.
Помимо этого, в Комиссии по делам несовершеннолетних при губернаторе Московской области работает пейджер 961-33-33, абонент 15055 «ДЕТИ В БЕДЕ», куда круглосуточно обращаются с сообщениями о нарушениях прав несовершеннолетних, фактах жестокого обращения с детьми, употребления детьми и подростками алкоголя и наркотиков, притонах и других противоправных явлениях, связанных с несовершеннолетними.
Означенные меры позволили сократить преступность среди несовершеннолетних в Московской области в 2005 г. на 8, 8% 3852 в 2004 г. до 3514 в 2005 г.), а в 2006 г. подростковая преступность сократилась на 15, 2%. По данным КДН муниципальных районов и городских округов снизилось количество несовершеннолетних, употребляющих наркотические и токсические вещества.
Также существенным шагом в реформировании деятельности КДН может стать отработка функции управления социальной реабилитацией несовершеннолетних и, при необходимости, их семей на основе включения в работу КДН социального работника. Механизм практической реализации означенной меры был последовательно отражен в диссертационной работе Т.Ю. Новиковой. Так, по ее мнению, в ряде случаев целесообразно, чтобы члены комиссии при рассмотрении соответствующих дел могли услышать перед своим обсуждением краткую справку о семье и подростке от социального работника. На заседании КДН может принять решение о необходимости осуществления работы с семьей ребенка, ее целях и сроках, а в дальнейшем при рассмотрении отчета о проделанной работе принять решение по нему. При этом зачастую заседания комиссии проходят лишь через несколько месяцев после прекращения дела в связи с условным осуждением либо недостижением возраста уголовной ответственности несовершеннолетним. Во всех этих случаях потенциал КДН не был использован для организации целенаправленных и систематических мероприятий, направленных на коррекцию поведения правонарушителя. В связи с этим представляется необходимым повысить роль КДН как органа, управляющего процессами ресоциализации несовершеннолетних.
Надо отметить, что сегодня в отдельных регионах предпринимаются попытки переориентировать деятельность КДН на использование новейших методов и приемов, которые позволяли бы достигать воспитательных и социализирующих эффектов. Несомненно, данный опыт является позитивным и требует дальнейшего распространения, однако большего успеха в данном направлении возможно достичь лишь целенаправленным целостным и повсеместным внедрением, апробацией и доработкой современных механизмов и ювенальных технологий, используемых как в России, так и за рубежом.
Так, в этом отношении нельзя не отметить позитивные мероприятия организационного и практического характера, которые реализуются в ряде субъектов. Среди них особо следует отметить разработку различных целевых программ, например по профилактике наркомании, преступности и безнадзорности несовершеннолетних, создание спортивно-патриотических лагерей для трудных подростков, подростковых клубов, антикризисных центров для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Во многих районах проводятся межведомственные комплексные операции «Подросток», позволившие сократить количество преступлений и административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, «Подросток-контакт», цель которой — организация занятости детей в летнее время, контроль в начале учебного года за обучением детей школьного возраста. Новейшим проектом в рассматриваемой области является разработанная КДН Дзержинского района Волгограда программа «Никто не лишний» по профилактике безнадзорности, правонарушений и неблагополучия детей и созданию условий для существования элементов ювенальной юстиции на территории района. Реализовать данную программу планируется в течение 2007 — 2009 годов. При разработке программы были объединены наработки всех районных субъектов профилактики с целью организации взаимодействия с подрастающим поколением и семьями в развитии их социальной активности и в выборе социально желательных моделей поведения, а также организация помощи и поддержки детям и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Специалисты уверены, что реализация программы позволит уменьшить число правонарушений среди подростков и уменьшить число неблагополучных семей в Волгограде.
Вместе с тем, отмечая положительные результаты деятельности КДН, следует отметить, что принимаемые меры остаются недостаточно адекватными остроте проблемы детской безнадзорности, характеризующейся весьма широким спектром причин и проявлений.
При этом удачный опыт отдельных регионов не всегда распространяется и перенимается КДН на территории всей России, что обусловлено отсутствием единого целостного подхода к организации данных органов, слабостью координационного начала в данной сфере. Позитивной динамики в данной сфере не наблюдается, даже несмотря на создание в 2006 г. правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Малочисленность комиссий, нехватка квалифицированных кадров, их низкая мотивация — все эти факторы не позволяют КДН осуществлять серьезный постоянный контакт с соответствующим контингентом подростков, без которого невозможна успешная работа в данном направлении.
Несомненно, во многом недостаточная эффективность функционирования КДН обусловлена и таким актуальным вопросом, как ресурсное обеспечение их деятельности. Очевидно, что с учетом объема и значимости возложенных на комиссии государственных полномочий последние должны обладать соответствующими средствами и возможностями для их полной и последовательной реализации. Как известно, адекватное финансирование социальной сферы является в России достаточно болезненной проблемой как на федеральном, так и в особенности на региональном уровне. Представляется, что не стала исключением в данном отношении и материальная база КДН. Учитывая, что финансирование деятельности последних осуществляется в пределах субвенций, поступающих из бюджета субъекта, а также за счет средств муниципальных образований, представляется, что рассчитывать на получение должного объема средств КДН на настоящий момент не приходится. Несколько улучшают ситуацию проводимые на федеральном уровне национальные проекты и целевые программы в интересах детей, определенная часть средств на реализацию которых поступает и в регионы, а также общественные инициативы различных организаций и фондов, поощряющих мероприятия по защите прав ребенка в России. Тем не менее даже указанные меры не смогли на настоящий момент способствовать созданию адекватной материально-технической базы учреждений, работающих с несовершеннолетними. Так, например, еще в 2005 г. в отдельных районах Саратовской области не все КДН были обеспечены оргтехникой, отдельными кабинетами для сотрудников и даже отдельными номерами телефонов. Представляется, что и до настоящего времени указанные факты имеют место в отдельных регионах России.
Очевидно, для стабилизации ситуации в обозначенном направлении необходимы меры не только и не столько организационно-правового характера, сколько общеэкономического, причем осуществляемые в масштабах всего государства.
Представляется целесообразным, учитывая, что на КДН возложены обязанности по осуществлению отдельных государственных полномочий, распределить бремя несения расходов по их образованию и деятельности между федеральным и региональным бюджетом. При этом рациональной видится методика определения общего объема субвенций, предоставляемого местным бюджетом для финансирования КДН, используемая в Ханты-Мансийском автономном округе. Размер субвенций здесь определяется по следующей формуле: С = Н x ИБР x Б, где:
С — размер субвенции, предоставляемой местным бюджетам из бюджета субъекта;
Н — численность несовершеннолетних в муниципальном образовании субъекта по состоянию на 1 января текущего года;
ИБР — индекс бюджетных расходов муниципального образования, определяемый в соответствии с методикой распределения дотаций из регионального фонда финансовой поддержки городских округов и муниципальных районов;
Б — средний по субъекту норматив финансовых затрат расчете на одного несовершеннолетнего) на выполнение государственных полномочий по образованию, организации деятельности и финансовому обеспечению КДН.
Помимо этого, прогрессивным могло бы стать использование программно-целевого подхода при финансировании деятельности КДН, который закреплен в ст. 12 Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2010 года (национальный план действий в интересах детей).
Представляется, что лишь комплексное и последовательное решение рассмотренных выше проблем позволит повысить результативность деятельности КДН, более полно использовать их потенциал и, соответственно, оказать позитивный эффект на динамику ряда отрицательных социальных явлений, связанных с несовершеннолетними. К сожалению, статистические данные на данный момент свидетельствуют в большей степени о негативных тенденциях и процессах в указанной сфере. Так, ежегодно в России выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке. По числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения, Россия занимает первое место в мире. Как сообщила начальник отдела Департамента социальной защиты населения города Москвы В. Терехина, только в Москве в 2006 г. в городские приюты и реабилитационные центры поступило более 3 тысяч несовершеннолетних беспризорных и безнадзорных детей. Два миллиона российских подростков не умеют читать и писать, 700 тысяч детей являются сиротами, более шести миллионов живут в неблагоприятных социальных условиях,  — такие данные озвучил 17 января 2007 г. министр внутренних дел РФ Р.У. Нургалиев.
По статистике в Российской Федерации проживает 29 млн. детей. К числу наиболее уязвимых категорий детей относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (731 тыс. детей), дети-инвалиды (587 тыс. детей), дети, находящиеся в социально опасном положении (676 тыс. детей). По прогнозам, «к 2010 г. численность детей уменьшится по сравнению с 2003 г. на 3, 73 млн. человек, что определяет дальнейшую тенденцию сокращения численности населения страны. Уровень рождаемости не обеспечивает простого воспроизводства населения. Показатели материнской и младенческой смертности остаются на высоком уровне, только 30% новорожденных может быть признано здоровыми. За последние 10 лет уровень заболеваемости детей в целом вырос более чем в 1, 4 раза. Семейное неблагополучие, асоциальное поведение родителей и отсутствие контроля за поведением детей приводит последних к ранней криминализации. Статистика показывает устойчивый рост преступности несовершеннолетних 2003 г. совершено 145, 4 тыс. преступлений, в 2004 г. — 154, 4 тыс. преступлений, в 2005 году — 154, 7 тыс. преступлений)».
По официальным данным МВД РФ, только за одиннадцать месяцев прошлого года (более свежих данных пока нет) в России совершило преступления 135 тысяч несовершеннолетних. Это значит, что каждый десятый преступник в России — подросток. При этом несовершеннолетние все чаще совершают тяжкие и особо тяжкие преступления.
Решение проблемы безнадзорности детей и подростков и их интеграция с обществом остаются в числе главных задач деятельности органов власти всех уровней и в центре внимания общества.
«Дети в России имеют самый высокий риск бедности»,  — говорится в докладе Детского фонда ООН, посвященного анализу положения детей в России.
По данным фонда, в России всего 36% семей имеет детей. Зато их доля в общем количестве бедных семей составляет 80%. Более 83% семей с детьми вынуждено ютиться на жилой площади ниже установленной социальной нормы. По оценке аналитиков фонда, для супружеской пары, решившейся завести одного ребенка, риск впасть в бедность составляет 77, 7%. А для осмелившихся родить троих — 94, 5%.
Представленные данные наглядно свидетельствуют о катастрофической ситуации в сфере защиты и поддержки детей в России, что в свою очередь косвенно отражает и результативность функционирования различных институтов, занимающихся проблемами несовершеннолетних.
Однако очевидно, что в полной мере возлагать ответственность за подобную динамику статистических данных на указанные учреждения и, в частности, на КДН было бы абсолютно неправомерно, т.к. обеспечить планомерную и последовательную политику в данной области возможно лишь в рамках целостной системы стратегических и тактических мер, идеологической концепции, реализуемой всеми общественными институтами во взаимодействии со сбалансированной и адекватной системой органов и учреждений защиты прав несовершеннолетних и профилактики их правонарушений. Несомненно, существенную роль в данной системе должны сыграть и КДН.
Как известно, КДН являются составной частью системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, которую также составляют: органы управления социальной защиты населения, управления образования, опеки и попечительства, по делам молодежи, управления здравоохранения, службы занятости и органы внутренних дел. При этом в соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» именно комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав являются координирующим органом. Ему поручено осуществлять меры «по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В соответствии с этим Законом КДН организуют контроль за условиями воспитания и обращения с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также осуществляют меры по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних.
Тем не менее на практике нередко наблюдается разобщенность в деятельности указанных органов, отсутствие четко налаженной системы связей между ними, а также противоречие преследуемых карательной и гуманной тенденций в их деятельности. О необходимости скорейшего принятия концептуальных организационных мер в указанном направлении неоднократно говорилось исследователями и практическими работниками. Существует насущная потребность в создании совместных комплексных программ, включающих в себя действия всех структур государственной власти, в том числе комитетов по делам семьи, детства и молодежи, социальной защиты населения, здравоохранения, образования, начального воспитания, труда и занятости, военкоматов, учреждений культуры, правоохранительных органов, а также системы правосудия.
Таким образом, очевидно существование острой необходимости создания целостной системы профилактики безнадзорности и правонарушений, отвечающей современной социальной, культурной, экономической ситуации, взятым на себя Российской Федерацией международным обязательствам. Реализация этой цели требует последовательных шагов, внедрения и распространения современных эффективных ювенальных технологий защиты прав детей и молодежи.
В отношении комиссий по делам несовершеннолетних основными направлениями совершенствования их деятельности, которые должны разрабатываться совместно, видятся качественное изменение процедур их деятельности, использование новых методов работы с целью получения качественно новых результатов в позитивной социализации подростков.
На данном этапе предлагается осуществить следующие структурные изменения комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Для оперативного реагирования на негативные процессы в подростковой среде, повышения статуса и роли комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, нормативно-правового, информационно-аналитического, методического и организационного обеспечения деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите в муниципальных образованиях необходимо создать отделы по делам несовершеннолетних и защите их прав. Эти отделы могут быть органами местного самоуправления с наделением их полномочиями по обеспечению деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальных образованиях и организацией индивидуальной профилактической работы по реабилитации и адаптации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
Задача отдела — обеспечить деятельность комиссий и появление индивидуальной программы реабилитации (ИПР) несовершеннолетнего, попавшего в социально опасное положение, ее реализацию субъектами профилактики. Критерий результативности работы КДН и отдела — количество реализованных индивидуальных программ, количество детей и семей, выведенных из группы «попавших в социально опасное положение».
Помимо этого, позитивной представляется реализация обозначенных выше изменений в структуре полномочий КДН, совершенствование их правового статуса, внедрение новейших программ и отдельных методов работы с несовершеннолетними. Изменению также подлежат количественные характеристики комиссий, а также качественные аспекты подготовки их кадров.
Таким образом, анализ деятельности КДН последних лет показывает, что в организационно-правовой структуре и реально существующей практике комиссий выявляется ряд противоречий и проблем, без разрешения которых реализация всех государственных функций, возложенных на них согласно Федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», не осуществляется в полном объеме и на должном уровне.
Об этом свидетельствуют и статистические данные о негативных тенденциях в ситуации с детской безнадзорностью и преступностью.
В заключение проведенного исследования следует сделать следующие выводы:
1. На комиссии по делам несовершеннолетних возлагается ряд разнохарактерных задач, которые можно распределить по следующим функциональным комплексам: охранительный, социальный, организационно-методический, административно-юрисдикционный.
2. Существенным представляется обобщение и целенаправленное применение в рамках всего государства позитивных достижений, прогрессивных инструментов и методов, используемых в деятельности КДН в отдельных регионах, в частности таких, как:
— организация детских лагерей, клубов и антикризисных центров для подростков;
— создание банков данных несовершеннолетних, попавших в кризисную ситуацию;
— проведение межведомственных операций «Подросток», «Подросток-контакт», «Никто не лишний» и др.
— использование телефонов и пейджеров горячей линии и т.д.
3. На законодательном уровне в скорейшем времени должна быть решена наиболее болезненная с правовой точки зрения проблема определения и закрепления статуса КДН как органа, направленного на защиту прав несовершеннолетних в России. В связи с этим необходимо принятие федерального закона «Об основах организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав», в котором бы детально прописывались такие моменты, как:
— правовая природа КДН;
— задачи и функции КДН;
— порядок их образования;
— полномочия;
— порядок финансирования;
— иные аспекты, непосредственно затрагивающие деятельность комиссий.
Помимо этого, на основе вышеуказанного закона необходимо внести изменения в Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в части определения порядка образования КДН, а именно вернуть в ст. 11 слова «образуемые органами местного самоуправления».
4. Представляется важным также четко определить порядок координации и взаимодействия в системе комиссий по делам несовершеннолетних на федеральном и региональном уровнях, для чего необходимо законодательно регламентировать систему информационных, организационных и контрольно-надзорных аспектов их взаимодействия. Помимо этого, комиссии должны работать на постоянной основе, что потребует законодательного закрепления перечня должностных лиц, которые входят в их состав, а также увеличения численности сотрудников КДН.
5. Важнейшим аспектом в деятельности комиссий является обеспечение последних надлежащими кадрами, для чего необходимо реализовать следующий комплекс мер:
— повысить материальную заинтересованность сотрудников путем повышения их заработной платы и социальных льгот;
— ввести единую систему требований к профессиональному и образовательному уровню сотрудников;
— организовать систему повышения квалификации и подготовки соответствующих кадров (например, в педагогических вузах).
6. Для решения проблем финансирования и ресурсного обеспечения деятельности комиссий предлагается распределить бремя расходов на их содержание между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов (учитывая, что комиссии выполняют и ряд государственных полномочий). Для последовательного распределения объемов денежных средств целесообразно создать согласительную комиссию из представителей исполнительных органов Федерации и субъектов с возложением на нее задачи по подготовке соответствующего финансового проекта, а также проекта необходимых изменений законодательства.
7. В свете планируемой в ближайшие годы реформы по внедрению системы ювенальной юстиции в России с созданием соответствующих судебных органов представляется необходимым исключить из сферы полномочий КДН административно-юрисдикционные аспекты, компетенция которых должна в большей степени включать правовую охрану детей и организацию профилактических мероприятий.
8. При этом необходимо разработать критерии и показатели результативности профилактической работы, обеспечить осуществление КДН аналитической деятельности путем организации доступа к статистическим и эмпирическим материалам, обеспечения комиссий оргтехникой и средствами связи.
Исходя из вышеизложенного, правомерно утверждать, что совершенствование деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и их прав в Российской Федерации должно на настоящем этапе стать одной из ключевых составляющих социальной политики в отношении несовершеннолетних и должно дополняться продвижением на региональном и федеральном уровнях скоординированного подхода при осуществлении реформ в области ювенальной юстиции, повышением качества потенциала всех ювенальных органов во имя усиления роли закона и защиты прав ребенка, вовлечением граждан и их объединений в решение социальных проблем и формированием на данной основе системы устойчивого экономического и социального развития российского общества.

 

По всем вопросам, связанным с расторжением брака, разделом имущества, взысканием алиментов, иным вопросам по семейному праву и семейным спорам, вы можете записаться к специалистам нашего Центра, позвонив по телефонам секретарю: (495) 649 — 11 — 65 или (499) 246-86-51 Внимание консультации платные!!! Бесплатную консультацию Вы можете получить на сайте — свой вопрос можно оставить здесь БРАК, РАЗДЕЛ ИМУЩЕСТВА, АЛИМЕНТЫ

С аналогичной тематикой и практикой нашего Центра по теме БРАК, РАЗДЕЛ ИМУЩЕСТВА, АЛИМЕНТЫ — вы можете ознакомиться ниже, перейдя по ссылке:

  1. Фиктивные состояния в семейном праве
  2. Имущественные отношения сожительствующих лиц
  3. Алиментообложение
  4. Алиментщик не уйдет!
  5. Права учредителя хозяйственного общества и режим супружеского имущества
  6. Брачный договор
  7. Определение места жительства ребенка
  8. Семейное право в нотариальной практике
  9. О проблемах брака, заключенного военнослужащими вооруженных сил России с гражданами других государств
  10. О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации

Судебная практика

Раздел между супругами жилого помещения, находящегося в залоге

24.06.2016( 3465  )

В статье рассмотрены теоретические и практические проблемы раздела между супругами (бывшими супругами) жилого помещения, приобретенного с использованием кредитных средств банка или иной кредитной организации.

Проблемы раздела жилого помещения между бывшими супругами

24.06.2016( 2768  )

Раздел совместно нажитого имущества между бывшими супругами в судебной практике явление заурядное. Однако, когда предметом иска становится жилое помещение, дела о разделе имущества часто приобретают сложный характер, так как участники процесса в лице истцов и ответчиков стараются отойти от правила раздела имущества, находившегося в законном режиме пользования супругов, и пересмотреть размер причитающихся им долей.

Порядок встреч с ребенком

21.06.2016( 2485  )

В статье анализируется современная судебная практика рассмотрения споров об определении места жительства ребенка.

Залог недвижимости и права бывших супругов

17.06.2016( 1701  )

Обеспечение в виде недвижимости не так надежно, как может показаться на первый взгляд, если залогодателем является гражданин, ранее состоявший в браке. Рассмотрим все риски, которые грозят не только банку, но и самим бывшим супругам залогодателей в таких ситуациях.

Поручение без согласия супруга

15.06.2016( 1174  )

Верховный суд разъяснил, когда супруг может поручиться за знакомого без согласия жены.

Постановления судов в практике по семейно-правовым спорам

14.06.2016( 1287  )

В статье анализируются проблемы исполнения различных постановлений судов при регистрации соответствующих актов гражданского состояния. Отмечается несоответствие положений семейного, гражданского процессуального и специального законодательства об актах гражданского состояния. Доказывается недопустимость заключения мирового соглашения о расторжении брака, направления в органы ЗАГС выписок из судебных решений по отдельным категориям дел.

алименты   алименты детям   взыскание алиментов   Вселение   выплата алиментов   Выселение   детские   долги супругов   заключение брака   Имущественный налоговый вычет   Имущество супругов   Исковая давность   Лишение родительских прав   Материнский капитал   место жительства ребенка   место проживания ребенка   недействительность брака   Ограничение родительских прав   опека   порядок общения с ребенком   Пособия   постановка на учет   права детей   Права несовершеннолетних   Права родителей   право пользования   прекращение брака   равенство долей   развод   развод суд   раздел дома   Раздел имущества   раздел имущества супругов   разрешение органов опеки   расторжение брака   сделка   собственность супругов   совместная собственность   совместная собственность супругов   Споры о детях   Срок исковой давности   удочерение   установление отцовства   Установление происхождения детей   Усыновление   фиктивный брак