г.Москва, Малый Гнездниковский переулок, дом 12 +7 (495) 649 11 65, +7 (985) 763 90 66

Статьи

Структура органов опеки и попечительства

08.09.2008(25985  )

СТРУКТУРА ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

А. ЕФРЕМОВА

Ефремова А., юрист «Агентства МИЭЛЬ».

В соответствии со статьей 34 Гражданского кодекса РФ органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления, которые в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, Семейным кодексом РФ, Гражданско-процессуальным кодексом РФ, Уставом города Москвы, Законом города Москвы от 4 июня 1997 г. N 16 «Об организации работы по опеке, попечительству и патронату в городе Москве», Законом города Москвы N 56 от 06.11.2002 «Об организации местного самоуправления» и другими нормативными правовыми актами.
На органы опеки и попечительства возложен достаточно широкий круг задач, наиболее актуальной из которых для нас является дача разрешений на отчуждение, обмен жилой площади, совершение всех сделок, влекущих отказ от принадлежащих ребенку прав или изменение его объема. Для получения разрешения органов опеки и попечительства законными представителями несовершеннолетнего предоставляется пакет документов. Перечень необходимых документов определен в письме Министерства образования РФ «О защите жилищных прав несовершеннолетних» от 20.02.1995 и письме «О дополнительных мерах по защите жилищных прав несовершеннолетних» от 09.06.1999 N 244/26-5.
Согласно этим документам для рассмотрения вопросов дачи разрешения на сделку, влекущую отказ от принадлежащих ребенку прав или затрагивающую его права и законные интересы, необходимо предоставить:
— заявление от родителей либо лиц, их заменяющих, с просьбой о разрешении совершить сделку;
— запрос нотариуса;
— копии финансовых — лицевых счетов жилой площади отдельно с места продажи и покупки;
— справку из налоговой инспекции, подтверждающую отсутствие задолженности по уплате налогов;
— заявление несовершеннолетнего старше 14 лет о согласии на сделку;
— справка БТИ о стоимости квартиры;
— разрешение на регистрацию семьи в населенном пункте в случае выезда по новому месту жительства (форма 6);
— выписка из домовой книги с места регистрации несовершеннолетнего по месту жительства;
— иные документы, необходимые органам опеки и попечительства для издания распоряжения.
По итогам рассмотрения документов руководитель органов опеки и попечительства выносит постановление (распоряжение) о разрешении сделки, ее условиях либо отказывает в разрешении.
В настоящее время наиболее остро стоит вопрос о качестве работы органов опеки и попечительства. К сожалению, действия сотрудников органов опеки зачастую носят формальный, фрагментарный характер. Нередко разрешения на сделку даются без проведения необходимой проверки (особенно это касается разрешения на покупку жилых помещений в регионах). В связи с этим нам следует быть особенно внимательными при проведении таких сделок и не принимать решения об одобрении сделки без собственного объективного анализа ситуации, только опираясь на имеющееся разрешение органов опеки и попечительства.
Примером может послужить ситуация, когда в качестве альтернативной квартиры клиентам Мытищинского агентства недвижимости был подобран дом в деревне во Владимирской области, в который должен был переехать 9-летний ребенок. Согласие органов опеки и попечительства на сделку было получено. В результате нашей же проверки обнаружилось, что домик имеет износ более 50%, не имеет удобств и отопления.
Еще одной существенной проблемой является то обстоятельство, что при принятии решений органы опеки и попечительства по существу бесконтрольны. В настоящее время по отношению к органам опеки нет системы вертикального подчинения. Единственными организациями, осуществляющими посильный контроль за их работой, являются прокуратура и суд. Однако, памятуя о том, что до 2002 г. органы опеки и попечительства находились в системе органов исполнительной власти, возможно обращение к главам Управ районов г. Москвы, префектам. Что касается органов опеки в областях, то фактически они до сих пор находятся на территории и под существенным влиянием территориальных органов власти и управления. Кроме того, Законом города Москвы от 03.10.2001 N 43 «Об Уполномоченном по правам ребенка в городе Москве» учреждена должность Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве.
В настоящее время специалистам вполне очевидно, что возникла необходимость реформы органов опеки и попечительства.
Статьи 34 ГК РФ и 121 СК РФ устанавливают, что органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Это правило — дань традиции. При более серьезном анализе становится очевидным, что оно не вписывается в систему власти и управления в государстве, вступает в противоречие с положением статей 130 и 132 Конституции РФ, так как в реальной действительности органы местного самоуправления не решают вопросы местного значения, а выполняют задачи общефедерального, государственного масштаба. Это подтверждается, во-первых, тем, что именно на них возложена основная работа по защите прав, устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а эти социальные явления относятся к числу угроз национальной безопасности (Указ Президента РФ от 10.01.2000 N 24 «О концепции национальной безопасности Российской Федерации»); во-вторых, работа органов опеки и попечительства на обеспечение выживания особых категорий граждан том числе несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей). Следовательно, деятельность этих органов напрямую обеспечивает право человека на жизнь (ст. 20 Конституции РФ). Такие задачи могут относиться к компетенции органов государственной власти, но не к вопросам местного значения.
Таким образом, произошло фактическое наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по защите прав человека.
Серьезной проблемой является также то, что отсутствуют единые критерии деятельности органов опеки и попечительства, единые подходы в принятии решений, даче заключений и т.д., т.е. отсутствует единая правоприменительная практика. В связи с этим при решении какого-либо вопроса желательно получить консультацию в соответствующем органе опеки и попечительства.
Значимой является проблема наличия ничем не обоснованных нормативов штатной численности специалистов по защите прав детей.
Еще одним негативным фактором является раздробленность органов опеки и попечительства. Поскольку непосредственное наделение того или иного органа местного самоуправления соответствующими функциями происходит на уровне регионального законодательства, то в каждом субъекте РФ этот вопрос решается самостоятельно. В настоящее время не всегда можно установить, какой именно орган местного самоуправления должен признаваться ответственным за судьбу несовершеннолетнего (это касается работы с регионами).

 

По всем вопросам, связанным с расторжением брака, разделом имущества, взысканием алиментов, иным вопросам по семейному праву и семейным спорам, вы можете записаться к специалистам нашего Центра, позвонив по телефонам секретарю: (495) 649 — 11 — 65 или (499) 246-86-51 Внимание консультации платные!!! Бесплатную консультацию Вы можете получить на сайте — свой вопрос можно оставить здесь БРАК, РАЗДЕЛ ИМУЩЕСТВА, АЛИМЕНТЫ

С аналогичной тематикой и практикой нашего Центра по теме БРАК, РАЗДЕЛ ИМУЩЕСТВА, АЛИМЕНТЫ — вы можете ознакомиться ниже, перейдя по ссылке:

Судебная практика

Раздел между супругами жилого помещения, находящегося в залоге

24.06.2016( 2684  )

В статье рассмотрены теоретические и практические проблемы раздела между супругами (бывшими супругами) жилого помещения, приобретенного с использованием кредитных средств банка или иной кредитной организации.

Проблемы раздела жилого помещения между бывшими супругами

24.06.2016( 2078  )

Раздел совместно нажитого имущества между бывшими супругами в судебной практике явление заурядное. Однако, когда предметом иска становится жилое помещение, дела о разделе имущества часто приобретают сложный характер, так как участники процесса в лице истцов и ответчиков стараются отойти от правила раздела имущества, находившегося в законном режиме пользования супругов, и пересмотреть размер причитающихся им долей.

Порядок встреч с ребенком

21.06.2016( 1890  )

В статье анализируется современная судебная практика рассмотрения споров об определении места жительства ребенка.

Залог недвижимости и права бывших супругов

17.06.2016( 1223  )

Обеспечение в виде недвижимости не так надежно, как может показаться на первый взгляд, если залогодателем является гражданин, ранее состоявший в браке. Рассмотрим все риски, которые грозят не только банку, но и самим бывшим супругам залогодателей в таких ситуациях.

Поручение без согласия супруга

15.06.2016( 815  )

Верховный суд разъяснил, когда супруг может поручиться за знакомого без согласия жены.

Постановления судов в практике по семейно-правовым спорам

14.06.2016( 908  )

В статье анализируются проблемы исполнения различных постановлений судов при регистрации соответствующих актов гражданского состояния. Отмечается несоответствие положений семейного, гражданского процессуального и специального законодательства об актах гражданского состояния. Доказывается недопустимость заключения мирового соглашения о расторжении брака, направления в органы ЗАГС выписок из судебных решений по отдельным категориям дел.

алименты   алименты детям   взыскание алиментов   Вселение   выплата алиментов   Выселение   детские   долги супругов   заключение брака   Имущественный налоговый вычет   Имущество супругов   Исковая давность   Лишение родительских прав   Материнский капитал   место жительства ребенка   место проживания ребенка   недействительность брака   Ограничение родительских прав   опека   порядок общения с ребенком   Пособия   постановка на учет   права детей   Права несовершеннолетних   Права родителей   право пользования   прекращение брака   равенство долей   развод   развод суд   раздел дома   Раздел имущества   раздел имущества супругов   разрешение органов опеки   расторжение брака   сделка   собственность супругов   совместная собственность   совместная собственность супругов   Споры о детях   Срок исковой давности   удочерение   установление отцовства   Установление происхождения детей   Усыновление   фиктивный брак