г.Москва, Малый Гнездниковский переулок, дом 12 +7 (495) 649 11 65, +7 (985) 763 90 66

Статьи

Законодательство об обеспечении прав детей

07.09.2008(7130  )

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВ ДЕТЕЙ

О. ЗУБАРЕВА

О. Зубарева, кандидат юридических наук.

Для современного российского общества актуальны проблемы реализации прав и законных интересов детей.

Численность ежегодно выявляемых детей-сирот и детей, лишившихся родительского попечения (социальное сиротство), увеличивается. На положение детей отрицательно влияет высокий уровень безработицы родителей. Ослаблена роль семьи как гаранта экономической безопасности и развития детей. Изматывающая вынужденная сверхзанятость родителей, связанная с поиском заработка, постоянные психологические перегрузки, которые они испытывают в своей жизни, существенно осложняют взаимоотношения родителей и детей, снижают влияние семьи как социального института на процессы воспитания и социализации подрастающего поколения.
Безусловно, в сложившейся ситуации необходимо пристальное внимание государства и общества к проблемам воспитания детей родителями, внутрисемейных отношений. Решение этих проблем возможно в первую очередь законодательным путем.
Следует подчеркнуть, что отечественное законодательство в области защиты детей формируется и развивается с учетом международных норм и стандартов.
В его основу положены важнейшие международно-правовые документы ООН, содержащие основные требования государственной политики в отношении детей. К ним, прежде всего, относятся: Декларация прав ребенка (принята резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.); Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила, приняты резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1985 г.); Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях (принята резолюцией 41/95 Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1986 г.); Конвенция ООН о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г.).
Сегодня в национальном законодательстве в целом сформирована правовая основа обеспечения прав детей.
Конституция РФ (ст. 17) провозглашает, что в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Материнство, отцовство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38), которое создает необходимые предпосылки для нормального развития, воспитания и образования детей.
К базовым законам, закрепляющим права родителей и детей, следует отнести Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. Включение в него отдельной гл. 11, посвященной правам несовершеннолетних детей, позволяет преодолеть традиционный подход к детям как к пассивным объектам родительской заботы. Закрепленный в Кодексе подход к ребенку как к самостоятельному субъекту права соответствует положениям Конвенции о правах ребенка и принятым РФ обязательствам обеспечить всемерную защиту прав и интересов ребенка.
Стратегическое значение для формирования идеологии и практики защиты прав детей имело принятие ФЗ от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Закон (ст. 4) определил цель государственной политики в интересах детей как осуществление их прав, предусмотренных Конституцией РФ, недопущение дискриминации, а также восстановление этих прав в случаях их нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности. Законом (ст. 1) впервые определены такие важнейшие практически используемые понятия, как «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации»; «социальная адаптация ребенка» и «социальная реабилитация ребенка»; «социальные службы для детей». К сожалению, последние изменения, внесенные ФЗ от 22 августа 2004 г., не только сократили предыдущую редакцию названного Закона, но и существенно изменили ее смысл. Нормы, возлагающие конкретные обязанности по их осуществлению на органы государственной власти, заменены нормами, декларирующими и провозглашающими, лишенными практического смысла.
Выполнение Конвенции о правах ребенка — одно из приоритетных направлений осуществляющегося пересмотра национального законодательства. Так, гарантии по защите прав детей, в частности, от экономической эксплуатации, в соответствии с общепризнанными нормами международного права, содержатся в новом Трудовом кодексе РФ. В ч. 2 Налогового кодекса РФ включена ст. 218 о стандартных налоговых вычетах. Права детей на социальное обеспечение учтены при реформировании пенсионного законодательства. Так, согласно ст. 9 ФЗ от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоящие на его иждивении. В соответствии со ст. 11 ФЗ от 15 декабря 2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на социальную пенсию имеют среди прочих: дети-инвалиды; дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери, не имеющие права на пенсию по случаю потери кормильца, предусмотренную ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Потребности детей учтены при формировании пакета нормативных правовых актов по социальной поддержке малоимущих семей. Так, ст. 3 ФЗ от 17 июля 1999 г. «О государственной социальной помощи» предусматривает, что в целях поддержания уровня жизни малоимущих семей, малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Федерации, им оказывается государственная социальная помощь. Областной закон Ростовской области от 22 октября 2004 г. «Об адресной социальной помощи в Ростовской области» к получателям адресной социальной помощи относит среди прочих: неработающих трудоспособных граждан, осуществляющих уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет, инвалидами 1 группы, престарелыми гражданами, достигшими 80-летнего возраста (при наличии справки о нуждаемости в постороннем уходе); лиц, попавших в экстремальную ситуацию.
Согласно Постановлению главы администрации Ростовской области от 17 февраля 2003 г., которым утверждено положение о порядке возмещения и финансирования расходов, связанных с предоставлением льгот жителям Ростовской области, многодетной семьей считается та, в которой трое и более детей в возрасте до 16 лет, а продолжающим обучение — до 18 лет. Им предоставляются льготы по оплате жилья и коммунальных услуг и по обеспечению льготными и бесплатными медикаментами.
Разработан и принят ряд федеральных законов, способствующих созданию правовых условий для профилактики социального неблагополучия ребенка. Так, ФЗ от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дал развернутую характеристику понятий: «дети-сироты», «дети, оставшиеся без попечения родителей», «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и определил общие принципы и меры социальной поддержки таких детей. Статья 11 ФЗ от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» определяет, что временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания предоставляется детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В ФЗ от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» кроме определения понятий «безнадзорный» и «беспризорный» представлена развернутая система органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В Ростовской области действует Постановление администрации от 28 июля 2004 г., которым утверждено положение о едином порядке обеспечения жильем граждан из числа льготных категорий за счет средств областного бюджета 2004 г. В период с октября по декабрь 2004 г. в Ростовской области принят пакет законов в области защиты прав несовершеннолетних.
В ФЗ от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» повышен до 18 лет возраст лиц, которым может устанавливаться категория «ребенок-инвалид». ФЗ от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установил, как сказано в преамбуле, единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием. В развитие положений этого Закона 22 октября 2004 г. в области был принят Закон «О государственном ежемесячном пособии на ребенка гражданам, проживающим на территории Ростовской области». Ежемесячное пособие на ребенка в Ростовский области устанавливается в размере 70 руб. и подлежит увеличению: на 100% на детей одиноких матерей; на 50% на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов,  либо в других случаях, предусмотренных законодательством РФ, когда взыскание алиментов невозможно; на 50% на детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в качестве сержантов, старшин, солдат или матросов, а также курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.
Особое внимание придается реформированию законодательства в области отправления правосудия по делам несовершеннолетних, защите детей от любого рода насилия и жестокого обращения. Этому способствовало внесение в УК РФ гл. 20 «Преступления против семьи и несовершеннолетних». Производству по уголовным делам в отношении несовершеннолетних посвящена отдельная гл. 50 УПК РФ, в которой подробно регламентируются порядок вызова и допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого, участия законного представителя в досудебном производстве и судебном заседании по уголовному делу, прекращения уголовного преследования с применением принудительных мер воспитательного воздействия. С принятием нового Кодекса РФ об административных правонарушениях усилены санкции к родителям за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних (ст. 5.35).
Мы разделяем точку зрения тех ученых, которые считают, что разработка концепции правового статуса человека, его прав и свобод, включение в Конституцию специальной главы об основах правового статуса личности в РФ и выделение в ней самостоятельного конституционно-правового института семьи и детства призваны способствовать формированию конституционно-правового статуса ребенка как самостоятельного правового института.
Можно предположить, что с учетом роли и места, которое должно занимать подрастающее поколение в развитии общества и государства, от четкого определения и разработанности доктринального статуса ребенка зависят характер и направления этого развития.
Стоит заметить, что идея формирования основ правового статуса ребенка в РФ уже высказывалась учеными. В пользу этой концепции говорит многое. Во-первых, достаточная разработанность ее основных категорий, прежде всего теории правового положения личности. Во-вторых, необходимость признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина в соответствии со ст. 2 Конституции РФ. В-третьих, слишком велика сегодня социальная «цена» этой категории граждан, поскольку от «качества», а теперь уже от количества (учитывая современный демографический кризис) детей, подрастающего поколения зависит будущее самого Российского государства. В-четвертых, современное состояние общества требует повышенной защиты прав и интересов несовершеннолетних. Дети, как особая категория граждан, нуждаются в особой защите.
Представляется, акцент необходимо сделать на закреплении юридических прав, свобод, обязанностей несовершеннолетних; на определении правосубъектности несовершеннолетних; на юридических гарантиях реализации прав, свобод, обязанностей несовершеннолетних.

 

По всем вопросам, связанным с расторжением брака, разделом имущества, взысканием алиментов, иным вопросам по семейному праву и семейным спорам, вы можете записаться к специалистам нашего Центра, позвонив по телефонам секретарю: (495) 649 — 11 — 65 или (499) 246-86-51 Внимание консультации платные!!! Бесплатную консультацию Вы можете получить на сайте — свой вопрос можно оставить здесь БРАК, РАЗДЕЛ ИМУЩЕСТВА, АЛИМЕНТЫ

С аналогичной тематикой и практикой нашего Центра по теме БРАК, РАЗДЕЛ ИМУЩЕСТВА, АЛИМЕНТЫ — вы можете ознакомиться ниже, перейдя по ссылке:

Судебная практика

Раздел между супругами жилого помещения, находящегося в залоге

24.06.2016( 2709  )

В статье рассмотрены теоретические и практические проблемы раздела между супругами (бывшими супругами) жилого помещения, приобретенного с использованием кредитных средств банка или иной кредитной организации.

Проблемы раздела жилого помещения между бывшими супругами

24.06.2016( 2096  )

Раздел совместно нажитого имущества между бывшими супругами в судебной практике явление заурядное. Однако, когда предметом иска становится жилое помещение, дела о разделе имущества часто приобретают сложный характер, так как участники процесса в лице истцов и ответчиков стараются отойти от правила раздела имущества, находившегося в законном режиме пользования супругов, и пересмотреть размер причитающихся им долей.

Порядок встреч с ребенком

21.06.2016( 1903  )

В статье анализируется современная судебная практика рассмотрения споров об определении места жительства ребенка.

Залог недвижимости и права бывших супругов

17.06.2016( 1232  )

Обеспечение в виде недвижимости не так надежно, как может показаться на первый взгляд, если залогодателем является гражданин, ранее состоявший в браке. Рассмотрим все риски, которые грозят не только банку, но и самим бывшим супругам залогодателей в таких ситуациях.

Поручение без согласия супруга

15.06.2016( 818  )

Верховный суд разъяснил, когда супруг может поручиться за знакомого без согласия жены.

Постановления судов в практике по семейно-правовым спорам

14.06.2016( 918  )

В статье анализируются проблемы исполнения различных постановлений судов при регистрации соответствующих актов гражданского состояния. Отмечается несоответствие положений семейного, гражданского процессуального и специального законодательства об актах гражданского состояния. Доказывается недопустимость заключения мирового соглашения о расторжении брака, направления в органы ЗАГС выписок из судебных решений по отдельным категориям дел.

алименты   алименты детям   взыскание алиментов   Вселение   выплата алиментов   Выселение   детские   долги супругов   заключение брака   Имущественный налоговый вычет   Имущество супругов   Исковая давность   Лишение родительских прав   Материнский капитал   место жительства ребенка   место проживания ребенка   недействительность брака   Ограничение родительских прав   опека   порядок общения с ребенком   Пособия   постановка на учет   права детей   Права несовершеннолетних   Права родителей   право пользования   прекращение брака   равенство долей   развод   развод суд   раздел дома   Раздел имущества   раздел имущества супругов   разрешение органов опеки   расторжение брака   сделка   собственность супругов   совместная собственность   совместная собственность супругов   Споры о детях   Срок исковой давности   удочерение   установление отцовства   Установление происхождения детей   Усыновление   фиктивный брак