г.Москва, Малый Гнездниковский переулок, дом 12 +7 (495) 649 11 65, +7 (985) 763 90 66

Статьи

Патронат

03.09.2008(8605  )

ПАТРОНАТ

Л.Н. САЛАХЕТДИНОВА

Салахетдинова Л.Н., кандидат юридических наук.

На протяжении последнего десятилетия во многих регионах (Воронежская, Новгородская, Тамбовская области, Алтайский, Пермский края, город Москва и др.) наряду с установленными Семейным кодексом РФ традиционными формами устройства детей, оставшихся без попечения родителей, получила распространение новая форма устройства детей — патронат.

Правовым основанием для введения патроната являются положения ст. 123 Семейного кодекса РФ, дающие право субъектам РФ предусматривать «иные формы устройства детей».

Наиболее интересен в этом отношении Закон города Москвы от 4 июня 1997 г. N 16 ред. от 29 сентября 2004 г.) «Об организации работы по опеке, попечительству и патронату в городе Москве», согласно которому патронат — это воспитание и оказание необходимой помощи нуждающимся в государственной защите детям, осуществляемые в формах патронатного воспитания либо социального патроната.

Патронатное воспитание — форма устройства ребенка, нуждающегося в государственной защите, в семью патронатного воспитателя при обязательном условии разграничения прав и обязанностей по защите законных интересов этого ребенка между родителями (законными представителями) ребенка, уполномоченной службой (организацией), патронатным воспитателем.

Социальный патронат — оказание необходимой помощи уполномоченной службой (организацией) в воспитании и защите прав ребенка, находящегося в семье, но признанного в установленном порядке нуждающимся в государственной защите.

Основанием для признания ребенка нуждающимся в государственной защите является отсутствие родительского попечения над ребенком либо распоряжение органа опеки и попечительства о признании ребенка нуждающимся в государственной защите.

Ребенок, нуждающийся в государственной защите, может быть передан на воспитание в семью патронатного воспитателя уполномоченной службой (организацией) на основании договора о патронатном воспитании, заключенного между уполномоченной службой (организацией) и патронатным воспитателем, при обязательном условии разграничения ответственности по защите прав и законных интересов этого ребенка между родителями (законными представителями ребенка), патронатным воспитателем, уполномоченной службой (организацией).

Над ребенком, нуждающимся в государственной защите и находящимся в семье, может быть установлен социальный патронат.

Договор о социальном патронате заключается между уполномоченной службой (организацией), патронатным воспитателем и родителями при обязательном условии разграничения между ними прав и обязанностей по защите законных интересов этого ребенка.

Патронат над ребенком может осуществляться до достижения несовершеннолетним возраста 18 лет. Патронат может устанавливаться на срок от одного дня до шести месяцев (краткосрочный) и от шести месяцев и более (долгосрочный).

Помещение ребенка на долгосрочный патронат производится в случае, если не представляется возможным передать ребенка на усыновление.

Таким образом, введение в регионах такой формы устройства детей, как патронат, позволит значительно уменьшить число детей, направляемых в учреждения, даст возможность поместить в семью любого ребенка и на любой срок.

Однако вызывает сомнение предусмотренная данным Законом возможность возложения главой местного самоуправления таких полномочий, как предъявление иска в суд о лишении родительских прав, об отмене усыновления, дача заключений в суде об обоснованности и соответствии усыновления интересам детей, заключений по спорам, связанным с воспитанием детей, участие в исполнении решений судов о передаче или отобрании детей, и других на «уполномоченные службы (организации)».

Мы согласны с мнением, что такое перераспределение полномочий от органов местного самоуправления к учреждениям и организациям не только не соответствует федеральному законодательству, но и принципиально недопустимо.

Действующие нормы Семейного кодекса РФ, сконцентрировавшие в руках органов опеки и попечительства устройство детей, оставшихся без попечения родителей, направлены на предотвращение злоупотреблений в деле их устройства. Ту же цель имеют формирование государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и нормы об ответственности руководителей учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за правонарушения при устройстве детей в семью. Закон же города Москвы «Об организации работы по опеке, попечительству и патронату в городе Москве», наоборот, позволяет возложить на указанные учреждения деятельность по выявлению детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, их устройство и переустройство. Даже оказание исключительно технической помощи каким-либо учреждением (организацией) органу опеки и попечительства в реализации его функций должно находиться под публичным контролем.

Другие новшества в Законе города Москвы «Об организации работы по опеке, попечительству и патронату в городе Москве» состоят в разграничении ответственности по защите интересов ребенка между родителями (законными представителями) ребенка и уполномоченной службой (организацией) по патронату и в возможности передачи детей, не лишенных родительского попечения, в семью патронатного воспитателя на основании договора о патронатном воспитании, заключенного уполномоченной службой (организацией) и патронатным воспитателем. При этом патронатный воспитатель не является законным представителем ребенка и не вправе самостоятельно, без уполномоченной службы (организации), решать вопросы, связанные с его воспитанием и обучением. Законными представителями ребенка, переданного в семью патронатного воспитателя, выступают либо уполномоченная служба (организация) по патронату (ее роль исполняет или структурное подразделение органа опеки и попечительства,  или учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей),  либо родители ребенка,  либо соответствующие права и обязанности они делят между собой на основании договора.

Следовательно, предусмотрена возможность на договорной основе:

— отказа родителей от осуществления всех или части родительских прав и обязанностей на определенный срок, в том числе длительный;

— распределение прав и обязанностей законного представителя ребенка между несколькими субъектами и освобождение лица, в семье которого ребенок проживает и воспитывается, от осуществления его законного представительства. Эти положения представляются недостаточно проработанными. Родительские права, обязанности и ответственность тесно связаны между собой. Указанные договоры могут служить индульгенцией для родителей, виновных в ненадлежащем осуществлении родительских прав.

Все вышесказанное означает, что нормами Закона города Москвы «Об организации работы по опеке, попечительству и патронату в городе Москве» и аналогичных актов других субъектов РФ создана ситуация, потенциально опасная для законных прав и интересов ребенка. Патронатные воспитатели не являются законными представителями несовершеннолетнего и не могут представлять его интересы во всех органах и учреждениях, хотя обязаны круглосуточно находиться рядом с ребенком.

Кроме того, полагаем, что будет непросто привлечь к ответственности патронатных воспитателей за вред, причиненный личности или имуществу детей, данные лица не относятся к субъектам административной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних (ст. 5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях). В случае причинения вреда патронируемым ребенком в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет патронатный воспитатель, не являясь попечителем, не несет ответственности в порядке п. 2 ст. 1074 Гражданского кодекса РФ.

С целью защиты прав детей, находящихся сегодня в таких патронатных семьях, можно, не изменяя норм федерального законодательства, принять следующие меры экстренного исправления сложившейся юридической ситуации:

— либо более четко урегулировать в актах регионального законодательства права и обязанности сторон по договору о передаче ребенка, исключив из него положения о защите прав ребенка (которая в данном случае по закону может осуществляться лишь органом опеки и попечительства) и акцентировав внимание на имущественных правах и обязанностях сторон и их взаимной ответственности, а также ответственности за вред, причиненный ребенку;

— либо предоставить патронатным воспитателям возможность представлять интересы ребенка вовне на основании выдаваемой органом опеки и попечительства доверенности на совершение отдельных действий.

Задать вопрос Адвокату

Судебная практика

Раздел между супругами жилого помещения, находящегося в залоге

24.06.2016( 3485  )

В статье рассмотрены теоретические и практические проблемы раздела между супругами (бывшими супругами) жилого помещения, приобретенного с использованием кредитных средств банка или иной кредитной организации.

Проблемы раздела жилого помещения между бывшими супругами

24.06.2016( 2789  )

Раздел совместно нажитого имущества между бывшими супругами в судебной практике явление заурядное. Однако, когда предметом иска становится жилое помещение, дела о разделе имущества часто приобретают сложный характер, так как участники процесса в лице истцов и ответчиков стараются отойти от правила раздела имущества, находившегося в законном режиме пользования супругов, и пересмотреть размер причитающихся им долей.

Порядок встреч с ребенком

21.06.2016( 2495  )

В статье анализируется современная судебная практика рассмотрения споров об определении места жительства ребенка.

Залог недвижимости и права бывших супругов

17.06.2016( 1709  )

Обеспечение в виде недвижимости не так надежно, как может показаться на первый взгляд, если залогодателем является гражданин, ранее состоявший в браке. Рассмотрим все риски, которые грозят не только банку, но и самим бывшим супругам залогодателей в таких ситуациях.

Поручение без согласия супруга

15.06.2016( 1182  )

Верховный суд разъяснил, когда супруг может поручиться за знакомого без согласия жены.

Постановления судов в практике по семейно-правовым спорам

14.06.2016( 1294  )

В статье анализируются проблемы исполнения различных постановлений судов при регистрации соответствующих актов гражданского состояния. Отмечается несоответствие положений семейного, гражданского процессуального и специального законодательства об актах гражданского состояния. Доказывается недопустимость заключения мирового соглашения о расторжении брака, направления в органы ЗАГС выписок из судебных решений по отдельным категориям дел.

алименты   алименты детям   взыскание алиментов   Вселение   выплата алиментов   Выселение   детские   долги супругов   заключение брака   Имущественный налоговый вычет   Имущество супругов   Исковая давность   Лишение родительских прав   Материнский капитал   место жительства ребенка   место проживания ребенка   недействительность брака   Ограничение родительских прав   опека   порядок общения с ребенком   Пособия   постановка на учет   права детей   Права несовершеннолетних   Права родителей   право пользования   прекращение брака   равенство долей   развод   развод суд   раздел дома   Раздел имущества   раздел имущества супругов   разрешение органов опеки   расторжение брака   сделка   собственность супругов   совместная собственность   совместная собственность супругов   Споры о детях   Срок исковой давности   удочерение   установление отцовства   Установление происхождения детей   Усыновление   фиктивный брак